Россия нарастила поставки пиломатериалов в Турцию, Израиль и Тунис

Но их доля от общего объема экспорта пока невелика
Владимир Смирнов / ТАСС

Отечественные лесопромышленники в январе – июле 2023 г. на фоне общего падения экспорта нарастили поставки пиломатериалов в Таджикистан, Израиль, Турцию, Афганистан и Тунис. Это следует из данных обзора «Рынок пиломатериалов в России» отраслевого агентства WhatWood, с которым ознакомились «Ведомости».

По данным агентства, за семь месяцев этого года Россия увеличила поставки в Таджикистан на 40% год к году до 329 700 куб. м, в Израиль – на 46% до 114 100 куб. м, в Турцию – почти в 1,5 раза до 140 600 куб. м. Экспорт пиломатериалов в Афганистан за семь месяцев этого года увеличился на 73% до 40 600 куб. м, в Тунис – в 1,35 раза до 11 300 куб. м.

В целом же экспорт пиломатериалов из России за семь месяцев этого года сократился на 19% до 12,2 млн куб. м.

Российские компании начали перенаправлять экспорт продукции ЛПК в 2022 г. после введения санкций из-за СВО на Украине. 10 июля прошлого года вступил в силу запрет ЕС – тогда основного экспортного рынка российских лесопромышленников – на импорт древесины, фанеры, плит и топливных пеллет из России. Затем в октябре ЕС ввел эмбарго на ввоз целлюлозной массы и отдельных видов бумаги и картона из России. За 2022 г. объемы отечественного импорта в ЕС сократились втрое до 1,7 млн куб. м.

В обзоре WhatWood поясняется, что диверсификации отгрузок российских лесопромышленных компаний способствуют улучшение условий логистики (снижение ставок на аренду вагонов вследствие профицита контейнеров на Северо-Западе страны) и разработка новых маршрутов поставок. Например, «Вологодские лесопромышленники» в конце июля отгрузили первую партию пиломатериалов в Индию. Директор по продажам пиломатериалов и биотоплива компании Андрей Фиалковский тогда сообщал, что партия в 200 куб. м пиломатериалов отправилась из порта Санкт-Петербург и должна была прийти в индийский порт Мундра в середине августа.

Израиль, согласно данным WhatWood, стал драйвером роста поставок пиломатериалов из России в страны Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) в июле. В этом месяце поставки из России увеличились в 5 раз к июню и установили исторический максимум почти в 31 000 куб. м. Лидером по поставкам пиломатериалов в эту страну в июле и за семь месяцев 2023 г. стал «Лесозавод 25» (входит в ГК «Титан»): на него пришлось более 26 000 куб. м, или 85% всего российского экспорта в Израиль. Но пока, судя по объемам поставок, Израиль предпочитает импортировать пиломатериалы из Европы, отмечают аналитики.

Поставки из России в целом в страны MENA в июле 2023 г. упали на 18% по сравнению с июлем 2022 г., составив почти 186 000 куб. м. За семь месяцев снижение составило 30% – до 795 000 куб. м.

Эксперт практики ЛПК Strategy Partners Константин Агапов отмечает, что Россия традиционно поставляет пиломатериалы в страны MENA. Но Таджикистан и Афганистан не имеют доступа к морю, что сокращает их возможности для поиска альтернативных поставщиков этой продукции, добавляет он. По мнению Агапова, потенциал этих стран сильно снижен слабой экономикой и сезонностью. Потенциал рынков Израиля, Турции и других стран также ограничен, а увеличение поставок пиломатериалов из России в эти государства связано в основном с ослаблением рубля.

Небольшой рост также показали поставки в Китай, который после введения санкций стал основным экспортным рынком для российского ЛПК. За январь – июль 2023 г. экспорт в КНР вырос на 1% до 9,1 млн куб. м, но в июле сократился на 4% к июлю прошлого года до 1,28 млн куб. м.

При этом в августе 2023 г., несмотря на стагнацию потребления, цены на пиломатериалы в КНР росли на $15–30/куб. м по сравнению с июлем. В результате стоимость российских пиломатериалов из сосны на базисе CFR (стоимость и фрахт) Шанхай увеличилась с $210/куб. м в июле до $225/куб. м в августе. «Вкупе с ослаблением рубля это оказало положительное влияние на российских экспортеров», – отмечают аналитики WhatWood. Но уже в сентябре WhatWood ожидает отката цен к $220/куб. м.

Гендиректор маркетплейса лесопромышленной продукции Lesprom Network Алексей Богатырев поясняет, что цикл роста цен на пиломатериалы закончился в 2021 г., в 2022 г. сменился падением и уже около полугода цены «находятся на дне». Это происходит из-за общих проблем в мировой экономике, в том числе из-за более медленного роста экономики КНР.

На страны, в которые Россия нарастила экспорт пиломатериалов, за семь месяцев 2023 г. пришлось 79,6% общего объема экспорта. Большая часть отгружалась в Китай (без учета КНР эта доля составляет лишь 5,2%).

По данным Росстата, в январе – июле 2023 г. производство пиломатериалов в России снизилось на 9% до 17 млн куб. м. В июле 2023 г. показатель подрос год к году на 0,3% до 3 млн куб. м.

«Ведомости» направили запросы в Минпромторг, а также крупнейшим производителям пиломатериалов.

Богатырев подчеркивает, что российские компании после потери рынка ЕС прилагают «колоссальные усилия» для наращивания экспорта пиломатериалов, но в мире нет рынка, по масштабам равного ЕС или США. По его мнению, восстановить поставки продукции за границу в полной мере удастся только с открытием этих рынков для России. Перенаправление всего объема экспорта в страны Азии, Ближнего Востока и Северной Африки вряд ли возможно, скептичен Богатырев. Это развивающиеся страны, в которых нет традиции индивидуального домостроения, как в ЕС и США, поясняет он.

«Перепрофилирование бизнеса российского ЛПК в сторону азиатских стран пока негативно влияет на маржинальность отечественных компаний. Например, Китай потребляет более дешевую фанеру более низкого качества, чем ЕС», – добавляет аналитик инвестбанка «Синара» Ирина Фомкина.

Фиалковский из «Вологодских лесопромышленников» сообщил, что объемы продаж компании существенно не снизились на фоне общероссийского падения экспорта на 19% за семь месяцев 2023 г. По его словам, ситуация с поставками за рубеж в целом выравнивается, а лидирующие позиции в их структуре занимает и будет занимать Китай. Топ-менеджер отметил, что компания начала активно работать с Южной Кореей и Египтом, развивает индийское направление и работает на рынке стран СНГ, видит перспективу развития рынков Вьетнама, Турции, Ирана, Японии и др.

Фиалковский также отметил, что продукция компании пользуется «хорошим спросом» у покупателей, поэтому она находится в верхней ценовой категории. При освоении новых рынков без дополнительных ценовых стимулов не обойтись, добавил он.

Агапов считает, что восстановление объемов экспорта будет связано с экономической ситуацией и спросом на пиломатериалы со стороны дружественных стран, не вводивших санкции. Повысить спрос на продукцию на внутреннем рынке можно только с помощью «институциональных изменений», но развитие, например, деревянного домостроения потребует много времени для получения желаемого результата, уточняет он. Фомкина полагает, что восстановление объемов российского экспорта будет напрямую зависеть от спроса на пиломатериалы в КНР.